Выгода от сотрудничества с фулфилмент-операторами Главная выгода – это возможность снять с себя всю головную боль, связанную с продажами на маркетплейсах. Вам не нужно думать, как лучше упаковать товар, какие требования к маркировке, как быстрее отправить груз и т.д. Фулфилмент решит все эти задачи гораздо быстрее и эффективнее, ведь они занимаются этим каждый день и располагают налаженными процессами.
Вторая сильная сторона такого сотрудничества – более гибкий подход к организации бизнеса. Например, если товары быстро раскупают, то работники фулфилмента лучше справятся с оперативной упаковкой и отгрузкой. А если вы реализуете сезонную продукцию, то в пиковые месяцы вам не нужно арендовать дополнительный склад и нанимать новых сотрудников (при этом в низкий сезон фулфилмент будет брать плату только за фактические места хранения и заказа).
Наконец, фулфилмент позволяет повысить лояльность аудитории. Клиенты получают быструю доставку, причём им приходит надёжно упакованный товар без брака и неправильных вложений. Благодаря этому, повышается вероятность, что в следующий раз покупатели снова выберут ассортимент данного поставщика.
Схемы работы фулфилмента Существует три модели взаимодействия с фулфилментами. Они отличаются тем, какие задачи выполняет каждая из сторон, и каковы условия поставки товаров.
FBO (Fulfilment by Operator) Это наиболее распространённая схема, при которой фулфилмент принимает товары на свой склад, упаковывает и маркирует их, а затем отправляет на склад маркетплейса или сортировочный центр и далее клиентам. МП также отвечает за хранение продукции, как и за все остальные манипуляции с ней.
FBO подходит для товаров с быстрой оборачиваемостью, которые отличаются низкими расходами на складское хранение. Ещё это удобный сценарий для тех, кто хочет быстро выйти на МП, не тратя время на изучение и выстраивание всех процессов. С точки зрения комиссии маркетплейса, это самый дорогостоящий тип сотрудничества.
FBS (Fulfilment by Seller) Это вариант, когда продавец берёт на себя почти все задачи, связанные с продукцией (приём заказов, упаковка, маркировка, отгрузка в сортировочный центр). Маркетплейс занимается только доставкой товаров из сортировочного центра до конечного покупателя.
FBS подходит в основном начинающим продавцам с небольшими объёмами поставок. Также это удобный вариант для тех, кто опасается, что товар будет повреждён или утерян на фулфилменте, или не хочет тратить время и деньги на возврат продукции со склада МП.
DBS (Delivery by Seller) При такой схеме продавец полностью отвечает за всю подготовку и логистику товара. Он сам упаковывает и маркирует заказы и отвозит их в пункты выдачи или домой к клиентам (этап с сортировочным центром в данном случае отсутствует). Маркетплейс берёт лишь минимальную комиссию (только за то, что товар продаётся через площадку).
DBS используется довольно редко. Этот вариант подходит мелким поставщикам, которым удобно хранить товары у себя, и которые реализуют продукцию только в своём регионе. По такой схеме часто поставляются хрупкие товары, изделия ручной работы (в том числе продукты питания) или товары в сложной авторской упаковке.
Фулфилмент или дропшиппинг? Эти два понятия часто считают синонимами, однако на деле всё немного иначе. Фулфилмент – это логистическая модель, а дропшиппинг – это форма делового сотрудничества. Дропшиппер выступает в качестве посредника, который при помощи своего сайта (или аккаунта на маркетплейсе) реализует продукцию стороннего поставщика с небольшой наценкой-комиссией. Получая заказ, он уведомляет об этом продавца, и тот организует доставку товара до клиента.
Главные преимущества дропшиппинга: - Не нужно арендовать склад;
- Не требуется брать на себя логистику;
- Не нужно иметь большой стартовый капитал (вы не производите и не закупаете товар и не доставляете заказы).
В отличие от оператора фулфилмента, дропшиппер никак не взаимодействует с товаром и не хранит его у себя. Он лишь предоставляет свой канал продаж, который выполняет функцию витрины, чтобы продукция была видна покупателям. Ещё одно отличие – большая зависимость от поставщика. Если товар закончился, или если продажи падают, то нестабильным становится и бизнес дропшиппера, особенно если сотрудничает только с одним продавцом. Наконец, при дропшиппинге все претензии за товар предъявляются именно посреднику, в то время как при фулфилменте покупатели не знают, кто упаковывал и доставлял товары, и в случае ошибки будут винить поставщика.
Частичный фулфилмент Это схема, при которой оператор берёт на себя не все задачи по поставке товаров. Самый распространённый вариант – когда поставщик сам доставляет товары до склада фулфилмента, после чего в работу включается оператор. Бывает и так, что фулфилмент занимается только логистикой, а упаковку и маркировку осуществляет сам продавец. Проще говоря, если вы договариваетесь с оператором, что та или иная услуга вам не требуется, – то это и есть частичный фулфилмент.
Мультиканальный фулфилмент Такой сервис был впервые запущен площадкой Amazon. Он предполагает, что продавцы могут хранить продукцию на нескольких складских комплексах и реализовывать её через каналы, с которыми работает каждый из таких складов.
Главные преимущества мультиканального фулфилмента:
- Более широкая география продаж;
- Выше вероятность того, что склад с нужными условиями хранения найдётся для товаров из любой категории;
- Возможность делать большие поставки и продавать сразу много типов продукции;
- Удобство в высокий сезон, когда нужны дополнительные складские мощности.
Как работает фулфилмент-центр Все услуги фулфилмента предоставляются на основе прайс-листа. Как правило, в нём указана стоимость за одну единицу товара. Поставщик может выбрать любой набор услуг в зависимости от своих потребностей.
Фулфилмент-центр обязательно подписывает с продавцом договор, где указываются все условия сотрудничества. У таких компаний налажен электронный документооборот, при помощи которого можно видеть все отчёты о продажах. Некоторые операторы даже предоставляют доступ к видеонаблюдению на складе в режиме реального времени, чтобы продавец мог убедиться, что с его товаром всё в порядке.